cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1


Д ошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 167 ОАО «РЖД»




Образовательный
паспорт
подготови т ельной группы
№ 3 « Цветик - семицветик »






Тайга, 2023 -2024 уч.г.

Страница 2



Возрастная группа : подготовительная .
НАША ЭМБЛЕМА:
НАШ ДЕВИЗ:
Детский сад по именам
Нас собрал в один букетик.
Приходите в гости к нам,
В группу «Цветик – Семицветик»!
Девиз наш короток и прост:
Расти, росточек, во весь рост,
И, подрастая, ты дерзай,
Вершины знаний покоряй!

НАШИ ТРАДИЦИИ:

1.Утро радостных встреч (ежедневно)
2. «В гостях у сказки» (пятница, 2 -я половина дня)
3.Поздравления именинников



Паспорт подготовительной группы
«Цветик - Семицветик»
Группу посещают 16 детей
11 Мальчиков
5 Девочек



Страница 3



С вашими детьми работают:
Воспитатели :
 Галеева Алия Дамировна

 Дворжевская Валентина Ивановна ,

Младший воспитатель:
 Ишмухаметова Александра Васильевна,
Музыкальный руководитель:
 Имангажинова Елена Андреевна
Интруктор по физической культуре :
 Логинова Юлия Викторовна
Старшая медсестра:
 Горкунова Оксана Викторовна







Страница 4


Возрастные особенности развития
детей 6 -7 лет.
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих
отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу
в его жизни — обучению в школе.
 Игровая деятельность
 В сюжетно -ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают
осваивать сложные взаимодействия людей. Отражающие
характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более
сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.
Игровое пространство усложняется. При организации совместных игр дети
используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени
сдерживать эмоциональные порывы.
 Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятел ьности к учению.
 Конструирование
 Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили
конструирование из строительного материала.
 В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа
бумаги и придумывать собственные, но эт ому их нужно специально обучать.
Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления
их пространственных представлений.
 Усложняется конструирование из природного материала.
 Изобразительная деятельность
 Образы из окружающей жизни и ли тературных произведений, передаваемые
детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки
приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая
гамма.
 Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальч ики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п.
Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д.
Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.
 Изображение человека становится еще более детализирован ным и
пропорциональным.
 Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может
быть украшена различными деталями.
 Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление
произвольности всех психических процессов. (Когда р ебенок
начинает сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и
объектах.)
 Развитие психических процессов

Страница 5

 У детей продолжает развиваться восприятие , однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков. ( Величина, форма
предметов, положение в пространстве)
 Продолжает развиваться воображение , однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и
средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов.
 Мышление
Мышление в этом возрасте характерно переходом от наглядно -действенного к
наглядно -образному и в конце периода — к словесному мышлению.
1) наглядно -действенное (позн ание с помощью манипулирования предметами)(
нр.,достает предмет, который высоко лежит, подставив стул)
2) наглядно -образное (познание с помощью представлений предметов, явлений,
без применения практических действий.) (нр., может собрать кубики, легкие
пазл ы без опоры на наглядность)
3) словесно -логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений,
которое связано с использованием и преобразованием понятий). ( нр., может
выложить последовательно 6 -7 картинок, логически связанных между собой).
Дети спосо бны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят
во взаимодействие и т.д.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики
рассуждения. Складываются предп осылки таких качеств ума, как
самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить
явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития
любознательности.
 Внимание становится произвольным.
 В этом возрасте значительно возрастают концент рация, объем и устойчивость
внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на
основе развития речи, познавательных интересов.
В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. Увеличивается устойчи вость внимания — 20 — 25 минут,
объем внимания составляет 7 — 8 предметов. Ребенок может видеть
двойственные изображения.
Память
 В 6 -7 лет увеличивается объем памяти, что позволяет детям непроизвольно
запоминать достаточно большой объем информации.
Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что -либо запомнить.
Используя при этом простейший механический способ запоминания –
повторение.
Речь
 Развивается звуковая сторона, грамматический строй, лексика.
 Развивается связная речь.

Страница 6

 В высказываниях детей отра жаются как расширяющийся словарь, так и
характер ощущений, формирующихся в этом возрасте.
 Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д.
 Развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи .
 Отношения со сверстниками
 Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно
значимых мотивов над личностными.
 Ребенок может изменить свою точку зрения, позиции в результате столкновения
с общественным мнением, мнением другого р ебенка . Ребенок может
воспринять точку зрения др. человека.
 В процессе усвоения активное отношение к собственной жизни, развивается
эмпатия, сочувствие.
 Отношения со взрослыми
 Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать
инструкции взрослого, придерживаться игровых правил.
 Ребёнок стремиться качественно выполнить какое -либо задание, сравнить с
образцом и переделать, если что -то не получилось.
 Эмоции
 У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в
своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в
решении социальных и бытовых задач. Возникает критическое отношение к
оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку
оценивать самого себя.
 О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению,
которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе
сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
 Самооценка ребёнка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна,
более характерно её завышение, чем занижение. Ребёнок более объективно
оценивает результат деятельности, чем поведение.
 В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и
личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение
мо тивов.
 Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над
мотивом «я хочу».
 В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
 Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры ; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
 К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успеш но учиться в школе.
 Ребенок может и делает не то, что ему хочется, а то, что нужно, что просит
взрослый или определено правилами: воспринимает, запоминает, мыслит,
оценивает свою деятельность;

Страница 7

 Возникает первая реальная картина мира, о которой у ребенка
фо рмируется собственное мнение;
 Ребенок начинает понимать свои чувства и переживания в полной мере и
сообщает об этом взрослым;
 Детям очень важно как к ним относятся окружающие люди;
 Происходит полное доверие взрослому, принятие его точки зрения.
Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного
знания.
Дети 6 -7 лет должны уметь:
 Различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира
 Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа -слева,
над -под, на -за, све рху -снизу и др.)
 Различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости
 Классифицировать фигуры по форме, размеру, цвету
 Различать и выделять буквы и цифры по форме, размеру, цвету
 Мысленно находить часть целого
 Достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей
 Речь.
 Правильно произносить все звуки родного языка
 Уметь различать и называть слова с определенным звуком
 Уметь определять место звука в слове (начало –середина –конец)
 Делить слова на слоги
 Составлять слова из слогов
 Иметь пред ставление о предложении
 Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже
 Подбирать синонимы, антонимы
 Использовать разные способы образования слов
 Пересказывать знакомые сказки и рассказы
 Составлять рассказы и сказки по картинке
 Крупная моторика
 Прямо и тв ердо ходить, бегать, прыгать
 Точно ловить и кидать мяч
 На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие
предметы
 Застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.п.
 Мелкая моторика
 Проводить прямые, а не дрожащие линии
 «Видеть строку» и пис ать в ней
 Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок
 Целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного
возраста:
 это социально -нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Страница 8

 Предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к
учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
 Выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования.
 Кризис семи лет.
 Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый
этап развития ребенка — младший школьный возраст. Он может начаться и
раньше — в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребенку вдруг
надоел детсад, а привычные игры уже не дос тавляют ему удовольствия, если он
стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее
выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По
сравнению с другими он проходит мягче, однако важно вовремя заметить его и
прави льно среагировать.
Принято выделять 7 симптомов кризиса.
Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что -то
сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм
следует отличать от обычного непослушания. Мотив непос лушания - нежелание
выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего -либо
или хочет заниматься в это время чем -то другим. Мотив негативизма -
отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их
содержания. Уговоры, объяснени я и даже наказания в этом случае оказываются
бесполезными.
Упрямство . Ребёнок настаивает на чём -либо не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от
настойчивости является потребность в самоутверждени и: ребёнок поступает
таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или
предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость . Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого,
а против норм поведения, установлен ных для ребёнка, против привычного
образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему
предлагают, и что с ним делают.
Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать
самому.
Протест -бунт . Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как
будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят
детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному
поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует
конфликты в семье.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит
им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт
книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова,
которые он с удовольствием прои зносит, несмотря на запреты взрослых.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом -
деспотизм , когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими,
подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько
детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и

Страница 9

деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм,
стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Главный совет родителям
1. Будьте внимательны к ребенк у, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть
у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка,
выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые
отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она толь ко возникла и
не привела еще к негативным последствиям.
2. Поощряйте общение со сверстниками
3. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения)
4. Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, стихи).
5. Не надо перегружать дополнительными з анятиями.
6. Больше хвалить.
Анатомо -физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в
развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На
седьмом году продолжается становление новых психич еских образований,
появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих
образований создает психологические условия для появления новых линий и
направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного
созревания организма. Вес ребе нка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост
на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7 -летних детей равен
113 — 122 см, средний вес — 21 — 25 кг. Области мозга сформированы почти как
у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются п роцессы
окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной
и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц
кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики
ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта
ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие личности
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого
внутреннего плана действий — способностью оперировать различными
представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших
изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его
представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований
создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии —
способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных
результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях;
для морального развития, и именно для последнего возраст шести -семи лет
является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом
предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время
исключительно благоприятен для педагогических воздейс твий. В процессе
усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное
отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания
общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно

Страница 10

устойчивая, возможно ее завышен ие, реже занижение. Дети более объективно
оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью
детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей
деятельностью остается сюжетно -ролевая игра. В сюжетно -ролевых играх
дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные
ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое простран ство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются
способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству
и менять свое поведение в зависимости от ме ста в нем. Одной из важнейших
особенностей данного возраста является проявление произвольности всех
психических процессов.
Развитие психических процессов
Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данного возраста могут
встречаться ошибки в тех сл учаях, когда нужно одновременно учитывать
несколько различных признаков. Внимание. Увеличивается устойчивость
внимания — 20 — 25 минут, объем внимания составляет 7 — 8 предметов.
Ребенок может видеть двойственные изображения. Память. К концу
дошкольного период а (6 — 7 лет) у ребенка появляются произвольные формы
психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в
результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память
проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить
и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной
памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил
задачу на запоминание. Желание р ебенка запомнить следует всячески
поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других
познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Появление произвольной памяти способствует развитию культурной
(опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания.
Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями
запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью,
наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою памят ь с
помощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период
психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам
классификации и группировки в целях запоминания. Мышление. Ведущим по -
прежнему является наглядно -образное мышле ние, но к концу дошкольного
возраста начинает формироваться словесно -логическое мышление. Оно
предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику
рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как
известна нелогичность детс ких рассуждений при сравнении, например,
величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие
понятий. Полностью словесно -логическое, понятийное, или абстрактное,
мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник

Страница 11

может устанавливать причинно -следственные связи, находить решения
проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных
обобщений, выстраивать серию из 6 — 8 последовательных картинок.
Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты
ха рактеризуются активизацией функции воображения — вначале
воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные
образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально
новый образ). Этот период — сензитивный для разви тия фантазии. Речь.
Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй,
лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более
богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают ак тивно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно
организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты
диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной
группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с
освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают
формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация,
формируется позиция школьника. К концу д ошкольного возраста ребенок
обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и
позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Основные компоненты психологической готовности к школе
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных
задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим
дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации,
вхождение в режим школьной жизни, его учебн ые успехи, его психологическое
самочувствие. Психологическая готовность к школьному обучению
многокомпонентна. Можно выделить несколько параметров психического
развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в
школе. • Личностная готов ность к школе включает формирование у ребенка
готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг
важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с
дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в
отношении ребе нка к школе, учителям и учебной деятельности. •
Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому,
что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе
людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный
мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую
он не может удовлетворить дома. • Интеллектуальная готовность. Под
интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие,
концентрацию внимания, аналитичес кое мышление, выражающееся в
способности постижения основных связей между явлениями; возможность
логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие
тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что
понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере
отражает функциональное созревание структур головного мозга. • Волевая

Страница 12

готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка
напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной
жизни.





















Страница 13

Режим дня !

Утренний прием детей,
игры, самостоятельная
деятельность,
7.00 -8.24


утренняя гимнастика (не
менее 10 минут)
8.24 -8.34
Завтрак 8.34 -8.50
Игры, подготовка к занятиям 8.50 -9.10
Занятия (включая
гимнастику в процессе
занятия -2 минуты,
перерывы между занятиями, не
менее 10 минут)
9.10 -9.40
Перерыв 10мин
9.50 -10.20
Перерыв 10мин
10.30 -11.00

Второй завтрак 10.20 -10.30
Подготовка к прогулке, прогулка
возвращение с прогулки

10.30 -12.15
Полдник 15.30 -16.00
Занятия (при
необходимости)
16.00 -16.30
Игры, самостоятельная
деятельность детей
16.30 -17.10
Ужин 17.10 -17.30
Подготовка к прогулке, прогулка,
самостоятельная деятельность
детей, возвращение с прогулки
17.30 -19.00
Уход домой 19.00



Страница 14

Образовательная деятельность !



























ПОНЕДЕЛЬНИК ВТОРНИК
Развитие речи. Основы
грамотности -9.10 -9.40
Перерыв 10мин.
МУЗО -9.50 -10.20
Перерыв 10мин.
Рисование -10.30 -11.00
Перерыв 10мин.

Математика -9.15 -9.45
Перерыв 10мин.
Ознакомление с
окружающим -9.55 -10.25
Перерыв 10мин.
Физо -11.45 -12.15
СРЕДА ЧЕТВЕРГ
Бассейн
1 подг.11.00 -11.40
2 подг. -11.50 -12.30

Рисование
1 подг.11.00 -11.40
2 подг. -11.50 -12.30

ФИЗО - 9.00 -9.30
Перерыв 10мин.
Математика -9.40 -10.10
Перерыв 10мин.
Лепка/аппликация/ручной
труд -10.20 -10.50
Перерыв 10мин.
ПЯТНИЦА

МУЗО -9.30 -10.00
Перерыв 10мин.
Развитие речи. Основы
грамотности -10.10 -10.40
Перерыв 10мин.
Конструирование -10.50 -11.20
Перерыв 10мин


Страница 15

Развивающая предметно -пространственная среда
группы содержательно -насыщенна, трансформируема, полифункциональна,
вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания,
соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным,
оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательс кую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
(в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх
- эмоциональное благопо лучие детей во взаимодействии с предметно -
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно -пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в то м числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов -заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает наличие в группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,
появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.

Страница 16

5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья , всех помещений,
где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей,
в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды
детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно -пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использо вания
ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ:
ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Задачи : Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе,
стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью.
Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью.
П рофилактика плоско стопия
1. Мячи резиновые, мячи пластмассовые ( разного размера)
2. Кегли
3 Скакалки
4. Дорожки массажные
5. Атрибуты к подвижным играм

Нетрадиционное спортивное
оборудование:
1.Бильбоке
2. Массажная рукавичка
3. Гантели детские
4. Игра «Кто быстрее смотает
ленточку»
5. Мяч массажный










Страница 17

ЦЕНТР ПРИРОДЫ.
Задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Центр природы знакомит детей с явлениями природы, дети узнают на
картинках и в игрушках животных и их детёнышей, учатся различать по
внешнему виду овощи и фрукты.
1. Коллекция камней, ракушек , запахов
2. Гербарий, природный материал
3. Календарь природы
4. Муляжи овощей и фруктов
5. Иллюстрации с изображением
животных диких и домашних, птиц, рыб, насекомых (бабочек, жуков,
лягушек)
6. Дидактические игры по экологии
7. Материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных
растений, пластмассовые ведёрки, совочки)
8. Альбом «Времена года», «Четыре сезона. Лето. Осень. Зима. Весна»;
9. Корм для птиц
10. Огород
11 . Серия картин «Животные и их детёныши»
12 .Лэпбуки «Лесные жители», «На ферме»
13 .Сезонное дерево
14 . Кукла в сезонной одежде











Страница 18

ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Задачи : Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный
отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов
окружающей действительности .
1. Материал для рисования: бумага , гуашевые краски, цветные карандаши,
мелки, фломастеры, стаканчики -непроливайки, круглые кисти , подставки для
кисточек, бумага для свободного рисования, салфетки для осушения кисти
после промыв ания.
2. Материал для лепки: пластилин , стеки, индивидуальные клеёнки,
досточки , салфетки для вытирания рук
3. Раскраски .
4. Произведения народного искусства: деревянные матрёшки
5. Магнитная доска для демонстрации рисунков детей.
6. Магнитная доска для рисования
7.Печатки
8.Трафареты
9. Альбом «Гжель», «Хохломская роспись», «Городецкая роспись» ,
«Дымковская игрушка»













Страница 19

ЦЕНТР КНИГИ
Задачи: Формировать навыки слушания, умения обращаться с книгой
Формировать и расширять представление об окружающем.
1. Тематическая подборка де тской художественной литературы
2. Портреты писателей и поэтов
3. Сюжетные картинки
4. Картинки к сказкам
5.Иллюстративный материал по времени года


















Страница 20

ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ
Задачи: Закрепить у детей навыки, умения и знания дорожной,
пожарной безопасности, электробезопасности.
Формировать осознанную необходимость соблюдать правила безопасного
поведения на дорогах
1. Макет перекрёстка и улицы
2. Демонстрационные картинки
3. Различные виды транспорта
4. Игры по ПДД
5. Стенд безопасности для мальчиков.
6. Набор знаков дорожного движения
7. Пожарный щит
8. Бензоколонка









ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО -КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.
Задачи : Развивать представления об основных свойствах объемных
геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость,
неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности.
Развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного
творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении
умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать
видоизменяемость, вариативность конструкции, возможн ость
строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь
анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие
сооружения, возможность создания их из различных форм.

Страница 21

1. Конструктор крупный и мелкий «Лего»
2. Пластмассовый напольный конструктор
3. Мозаика крупная и мелкая
4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и
животных, макеты деревьев;
6. Транспорт мелкий, средний, крупный: машины легковые и грузовые
7.Схемы построек
8.Мастерская (с набором инструмен тов для мальчиков)













ЦЕНТР ТРУДА.
Задачи: Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой
дея тельности .

1. Уголок дежурства с кармашками; картинки.
2. Инвентарь для дежурства по столовой:
фартуки, шапочки, совки, щётки.
3.Инвентарь для мытья игрушек и стирки
кукольной одежды: тазики, мыло,
фартуки клеёнчатые.
4. Салфетницы, салфетки.
5.Коллекция круп

Страница 22

6.График дежурства

















ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Задачи: Развивать познавательную активность и способность детей в
процессе экспериментирования
1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, песочные часы,
разнообразные магниты
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины,
ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, песок,

Страница 23

ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, семена
фруктов и овощей, пластилин.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани,
пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы,
трубочки для коктейля.
5. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная,
вощеная.
6. Красители: акварельные краски, безопасн ые красители.
7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки,
вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки,
резиновые груши.
8. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное
масло, мука, со ль, стеки, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.

Дополнительное оборудование
9. Клеенчатые передники
10. Оборудование для ухода за
растениями.
11. Календари природы и погоды.
12. Иллюстрированный материал
(алгоритмы)
13. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.
14. Картотека опытов.
15. Коллекции различного
содержания.
16. Крупы, соль, сахар.
17. Мерные ложки.
18. « Волшебный мешочек».
19.Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2 -3 размеров и
разной формы, предметы -орудия для переливания и пересыпания,
плавающие и тонущие игрушки и предметы.






Страница 24

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Задачи: Развивать слуховое восприятие и внимание; фор мировать
исполнительские навыки ; развивать творчество детей на основе
литературных произведений .
1. Дудочки
2. Погремушки
3. Бубны
4. Металлофон ы
5. Барабан ы
6.Гармошки
7.Аккордеон
8. Дидактический материал «Музыкальные инструменты»
9.Гитара




























Страница 25

ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Задачи: Развивать мышление и пальчиковую моторику, освоение операций
вкладывания, наложения, соединения частей в целое.
Развивать зрительное восприятие и внимание; формировать
обследовательские навыки; знакомить с геометрическими фигурами и
формами предметов; об учать группировке предметов по цвету, размеру,
форме; выявлению отношения групп предметов по количеству и числу
(много, мало, один); развитию способности использовать речь для
определения смысла своих действий, формированию умения группировать
предметы, п оследовательно составлять картинки. Обогащать активный
словарь детей; формировать умение описывать и называть предметы на
картинках.
1. Лото, домино в картинках
2. Предметные и сюжетные картинки,
3. наборы картинок по лексическим темам (посуда, обувь, одежда,
фру кты, овощи, ягоды, домашние и дикие животные, игрушки, мебель,
инструменты, профессии и т.д.);
4. Наборы разрезных картинок;
5. Чудесные мешочки;
6. Настольно -печатные игры разнообразной тематики и содержания
Иллюстрации с изображением хозяйственно -бытового труда д етей и
взрослых дома, народные игрушки», «предметы народной культуры»,
«животные и птицы в разное время года», «национальные костюмы»,
«строения»
7. Доска, мел, указка
8. Картинки с последовательно развивающимся действием
9. Наборы геометрических фигур;
10. Дидактичес кие игры на установление последовательности предметов
по степени возрастания: «Разложи предметы по высоте, длине, ширине
и т.п.»; Игры на составление целого: «Пазлы», «Собери узор»;
«Геометрические формы»
11. Геометрические плоскостные фигуры различные по цве ту, размеру
12. Цветные счетные палочки
13. Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (шарики, шнурки
для нанизывания, шнуровки, игры с прищепками)
14. Игры по развитию речи «Скажи наоборот», «А у меня, а у кого»
15. Банки с закручивающимися крышками и цветными кр ышечками
внутри.
16. «Весёлые шарики» - воздушные шарики, заполненные различными
крупами.
17. Мнемотаблицы
18. Круг Лулия

Страница 26

























Страница 27

ЦЕНТР «ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ »
Задачи: Формирование у детей чувства сопричастности к своей семье,
своему городу, своей стране, к природе родного края, к культурному
наследию русского народа.

1.Дидактический материал: «Расскажи про свой город»;
«Защитники Отечества», «Моя семья», « Этикет для малышей» , «Эмоции» ,
«Правила поведения в детском саду для детей» , Наша Родина – Россия»
2. Матрешки русские
3.Набор картинок по теме «Семья»
4.Куклы в национальных костюмах
5.Семейные фотографии
6. Игры «Подбери одежду», «Русская матрёшка», лото «Окружающий мир»
8.Флаг, глобус















Страница 28

ЦЕНТР МИНИ -МУЗЕЙ «МОЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
Задачи: Ранняя профориентация дошкольников на железнодорожные
специальности , осознание значимости труда железнодорожников , воспитание
гордости за профессию, знакомство с историей железной дороги и
особенностями железнодорожных специальностей
1.Макет железной дороги и железнодорожного вокзала
2.Игры на железнодорожную тематику
3.Альбомы «Профессия – жизнь», «Стихи и загадки», «Железнодорожный
транспорт», Династия семьи Липовцевых
3.Экспонаты: погоны, пуговицы, нашивки, флажки, на ушники, рация,
подстаканники со стаканами, головные уборы, железнодорожная форма















Страница 29

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Задачи: Обеспечива ть условия для развития самостоятельной
творческой активности детей , развивать артистические способности

1.Театральная ширма
2. ЛЭПБУК «Театр»
3.Различные виды театров (настольные, пальчиковые, театр ложек, би -ба -бо,
перчаточные)
4. Маски
5.Театральные атрибуты

























Страница 30











ЦЕНТР РЯЖЕНЬЯ
Задачи: Обеспечива ть условия для развития самостоятельности, навыков
самообслуживания (раздевания, одевания), игровых импровизаций.
Формировать представления о полоролевых отличиях мальчиков и девочек.
1.Кепки, жилеты, фуражки, шарфы для мальчиков
2.Юбки, банты, ободки, косынки, фартучки для девочек
3.Костюмы животных










Страница 31

ЦЕНТР «МЫ ИГРАЕМ».
Задачи : Способствовать возникновению игры; побуждать выбирать роль,
фор мировать коммуникативные навыки в игре и развивать творческие
способности. И спользовать в играх строительный материал.
«Магазин»:
1. Уголок «Магазин»
2. Весы
3. Корзины
4. Сумочки
5. Овощи, фрукты.
6. Тележка
7. Игровая ширма
8. Кошельки, деньги, карточки













Страница 32

«Больница»:
1. Медицинские халаты
2. Набор доктора
3.Кушетка
4.Ширма
5.Ростомер
6. Игровая ширма










«Парикмахерская»:
1. Трюмо с зеркалом
2.Расчёски
3.Игрушечные наборы
(ножницы, щипцы для
завивки волос, бигуди,
заколки)
4.Парфюмерные наборы.






Страница 33

«Кукольный уголок»:
1. Комплект кукольной мебели, кроватки с постельными принадлежностями
2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая
3. Куклы, куклы -пупсы, одежда для кукол
4. Коляски
5.Ванночки для купания кукол
6. Сушилка для белья, прищепки
7.Щёточка, совок для уборки помещения
8. Гладильная доска, утюжки.

































Страница 34

НАША ПРИЁМНАЯ























Страница 35

НАША СПАЛЬНЯ























Страница 36

КАРТОТЕКА.
«Сюжетно -ролевые игры»
«Музыкально -дидактические игры»
«Пальчиковые игры»
«Гимнастика пробуждения после дневного сна»
«Артикуляционная гимнастика»
«Дидактические игры»
«Игры с песком»
«Картотека наблюдений за объектами природы»
«Игры с водой»
«Подвижные игры»
«Гимнастика для глаз»
«Физминутки»
«Дыхательная гимнастика»
«Воспитание культурно -гигиенических навыков»
«Игры по экологическому воспитанию»
«Игры по трудовому воспитанию»
«Игры по ознакомлению с правилами дорожного движения»