cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1

Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста?

Содержание статьи :
*Каким должен быть режим?
*Ориентировочный распорядок
*Режим «домашний»
*Учим учиться
Режим дня – это установленная последовательность сна, прогулок, игр, развивающих занятий,
питания, гигиены. С началом посещения малышом детского сада встает вопрос подготовки его к
занятиям в школе: ребенку необходимо вырабатывать навыки владения ручкой, карандашом , а
также усидчивость, способность концентрироваться, выполнять задания педагога (воспитателя, а
затем – учителя). Отлаженный режим дня дошкольника помогает в этом – и не только.

Каким должен быть режим?
Значение режима дня для дошкольников сложно перео ценить. Установлено, что дети,
соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно
вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает
маленькому организму физиологически переключаться между т еми или иными видами
деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке,
занятиям, отдыху.
При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие
нагрузки: малыш быстро пер еутомляется , а накопленная усталость мешает полноценному сну.

Страница 2

Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их
организма зачастую снижены.
Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.
Ночной сон . Для мла дших дошкольников он должен длиться 13 –14 часов в сутки, для старших –
примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
Дневной сон . До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5
часа.
Приемы пи щи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5 –4 часа.
Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Что значит – бодрствование?
Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад,
наполнено разнообразными полезными занятиям и:
прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
изучение окружающего мира;
физическая активность;
занятия по развитию речи;
трудовая деятельность;
занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие
внимания, памяти), нравственному воспитанию;
творческая деятельность;
музыкальные занятия;
обучение навыкам письма.
Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно
понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации , активности, моторики,
любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.
У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у
старших – до 14.
При этом деятельность, направленная на обучение детей, пла нируется между 9 и 12 часами утром,
между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности
дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16
часами.
При составлении распорядка занятий учитыв ается также степень их сложности. К более сложным
относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку,
аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда

Страница 3

дети обладают большей ра ботоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают
с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).
Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного
занятия для младших дошкольников составля ет около 15 минут (их должно быть не более 2 в
день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2 –3 развивающих занятия).
Не переусердствуйте с секциями или кружками. Для детсадовского дошкольника достаточно 1 –2
кружков. У него должно оставаться врем я на отдых, общение с родными. Чрезмерная
развивающая загруженность приведет к перенапряжению нервной системы, нарушениям сна,
снижению иммунной защиты организма.

Ориентировочный распорядок
Режим дня детей дошкольного возраста, которые ходят в детский сад , подчинен программе работы
конкретного учреждения. Он может выглядеть примерно так:
7:00 – 8:00 – подъем, зарядка, утренняя гигиена, дорога в детский сад;
8:00 – 8:30 – завтрак;
8:40 – 10:00 – игровая и обучающая деятельность;
10:10 – 12:10 – прогулка, иг ры;
12:30 – 13:10 – обед;
13:10 – 13:0 – подготовка к дневному сну;
13:30 – 15:30 – сон;
15:30 – 16:00 – пробуждение, спокойные игры;
16:00 – 16:30 – полдник;
16:30 – 17:30 – развивающие занятия, игры;
17:30 – 19:00 – прогулка, дорога домой, игры на улице;
19:00 – 19:30 – ужин;
10:30 – 20:30 – спокойные игры;
20:30 – 21:00 – купание, подготовка к укладыванию;
21:00 – 7:00 – ночной сон.
Вечернее время ребенок проводит дома. Поэтому родителям важно помнить, что перед сном
деятельность ребенка не должна быть слишком шумной или активной. Можно почитать книжки,
порисовать, поиграть с кубиками или конструктором, обсудить прошедший день.
Если ваш дошкольник посещает садик, постарайтесь придерживаться режима, установленного в
дошкольном учреждении, и на выходных. Э то позволит ребенку более продуктивно включиться в
деятельность к началу следующей недели. Если же малыш пока не посещает дошкольное
учреждение, но вы планируете отдать его туда в обозримом будущем, узнайте распорядок

Страница 4

конкретного садика и приучайте ребенка к нему, пока он находится дома. Тогда ему будет
намного легче адаптироваться к жизни в детском коллективе.

Режим «домашний»
А что делать, если малыш по какой -то причине детский сад не посещает и не будет?
Придерживаться того же режима – однозначно. Правд а, с некоторыми нюансами. Первый из них –
малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не
понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.
Еще одна тонкость – родителям придется самим организов ывать для своего чада развивающие
занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка,
предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться
подготовить малыша в соответствии с ними. Конеч но, можно привлекать на помощь и
специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который
возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах,
то лучше, если обучением дошкольника займ утся его родители. Так у них будет возможность
лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность
его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать,
давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть,
развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обя зательно приучать к
труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться
Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот
обучение для них является чем -то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В
коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому
же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей
работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?
Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают
дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И
кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не
будет.
Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или
поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми
товарно -денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему

Страница 5

будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое
вознаграждение.
Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?
Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учит е его, чтобы научить,
а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что
интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
Не сравнива йте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку
малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
Нельзя покупать старания дошкольника какими -то благами, как и заставлять учиться в качестве
наказания за провинность.
Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и
советчики.
Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его
успехами и веру в его силы.
Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто
показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их
количеству в день и продолжительности.
Разнообразьте уроки веселыми физкульт -перерывами, чтобы малыш не засиживался и не
утомлялся.
Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению.
Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта
привычка будет помо гать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и
трудоспособным.



Желаю вам удачи!