cloud
РДС ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

pdf

Открыть файл в исходном варианте

Текстовое содержание файла

Страница 1























Аннотация к основной образовательной программе дошкольного образования
частного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №167 ОАО «РЖД»
(на основе инновационной программы дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой )

Страница 2

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для
использования в дошкольных образовательных организациях для формирования
основных образовательных программ (ООП ДО).
Главной задачей , стоящей перед авторами Программы, является создание
программного документа, помогающего пед агогам организовать образовательно -
воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего
написать на базе Примерной программы свою ООП.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечен ие
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко
всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,
любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и
творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного
процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно -образовательного
процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая
развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого
ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного об -
разовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования
детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного
обучения.
Программа построена на позициях гуманно -личностного отношения к ребенку и
направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В
Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный
центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции
отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное
решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей,

Страница 3

всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе
организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль
в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве
(А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе
— развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том,
что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и
психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых
друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей
формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший
результ ат успешности воспитания и образования детей. Главный критерий отбора
программного материала — его воспитательная ценность, высокий
художественный уровень используемых произведений культуры (классической и
народной — как отечественной, так и зарубежной), возможность развития
всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А.
Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская).
К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует
от нести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и
психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и
вторая группы раннего возраста); младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет
(первая и вторая младшие группы), средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет
(средняя группа), старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет (старшая и
подготовительная к школе группы).
При этом, в силу возрастной специфики и особенностей развития малышей от
рождения до 2 лет, разделы для пер вой и второй групп раннего возраста
структурно отличаются от разделов для дошкольных групп. Это различие
обусловлено трудностью разделения процессов ухода, воспитания и обучения для
детей этой возрастной категории. Поэтому весь программный материал по
раннему возрасту выделен в отдельный раздел. В ФГОС материал по раннему
возрасту дается с двух месяцев, а в Программе начиная с рождения ребенка. Это
обусловлено важностью этого возрастного периода для развития ребенка.
Также, в программе имеется отдельный раздел, посвященный инклюзивному
образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по
развитию игровой деятельности. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте
игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого -
педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая
исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы
дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе
раскрывается содержание психолого -педагогической работы по развитию игровой
деятельности для каждого возрастного периода, что позволяет педагогу
комплексно видеть все аспекты игровой деятельности в поступательном развитии.
Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института
воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений
с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие детского сада с семьей»

Страница 4

описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование
которых позволяет педагогам успешно реализовать общеобразовательную
программу дошкольного образования. Важным преимуществом Программы
является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома —
книгами се рии «Школа Семи Гномов».
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста
достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает
необходимость определения результатов освоения образовательной программы в
виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования ,
представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально -нормат ивные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для
педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной
деятельности взрослых. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются
общими для всего образовательного пр остранства Российской Федерации, однако
каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои
приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут
углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы»
базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной
записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает
со Стандартами, даются по тексту ФГОС. В программе «От рождения до школы»,
так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста
(на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного
возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
Что касается системы оценки результатов освоения про граммы , то в
соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не
являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Таким обра зом, реализация программы «От рождения до школы»
предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования ). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструм ентарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка в ходе:

Страница 5

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключи тельно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.